Методы глубокой PR-аналитики
Каждая PR-кампания требует значительного объема ресурсов. Чтобы оптимизировать их, специалисты «PR News» применяют различные способы многоэтапной и многогранной медиааналитики для измерения эффективности процесса.
Предлагаемые методы оценки
Методы PR-аналитики, которые мы используем, помогают не только определить успешность PR-деятельности, но и:
- оптимизировать работу пресс-службы, маркетологов, специалистов по связям с общественностью, топ-менеджмента и пр.;
- повысить эффективность управления внешними коммуникациями.
Каждый используемый «PR News» метод уникален; рассмотрим наиболее успешные и востребованные.
Медиааналитика
Традиционные СМИ
PR News проводит постоянный мониторинг, сбор, хранение и анализ сообщений о заказчике, проходящих в средствах массовой информации. Такая база помогает следить за динамикой информационной активности организации или персоны, проводить сравнительный анализ информационной и PR-политики участников рынка, выявлять стратегии конкурентов и мониторить негатив.
Среди решаемых задач:
- Определение:
- общего контекста, в котором организация или персона, ведущая PR-кампанию, присутствует в традиционных медиа (печать, ТВ, радио);
- стратегий конкурентов.
- Выявление:
- политики, которая ведется СМИ, органами власти и конкурентами;
- мотивов заинтересованных сторон, влияющих на репутацию.
- Оценка:
- качества медиаприсутствия заказчика а конкретный период;
- скорости распространения пресс-релизов, искажений, степени привлекательности для СМИ и т. п.
Итог — подготовка уникальных экспертных оценок и рекомендаций по повышению эффективности медиаобраза, продвижения события и т. п. Доступные форматы медиааналитики:
- Аналитический или тематический отчет;
- Медиаобраз
- Анализ продвижения события
- Инфодосье
- Аналитическая справка.
Социальные медиа
Аудит социальных и новых медиа учитывает скорость, с которой информация распространяется в этом поле, и связанные с этим риски «вирусности». При этом используется ряд тех же методов, что и для аналитики традиционных СМИ: они столь же эффективны.
Каждая организация или персона существует в двух объемных информационных соцмедиа-потоках.
- EARNED, или спонтанный поток. Его анализ выявляет общие установки, привычки, мотивы и настроения целевой аудитории.
- OWNED & PAID, или собственный поток. Его необходимо анализировать и измерять для коррекции направления продвижения в сети.
Мы предлагаем один или сразу несколько способов мониторинга, включая:
- Использование специализированных сервисов мониторинга соцмедиа;
- Ручной поиск:наш собственный парсинг.
Оценку эффективности измеряют:
- Количественные показатели
- Динамика, объем и география упоминаний организации/персоны (измерение share of voice в сравнении с конкурентами, потенциальное распространение контента, уровень информационного присутствия компании в сетях, частота, упоминаний пользователями и т. п.);
- Широта охвата площадок и аудитории официальных аккаунтов;
- Обзор авторов и пабликов (блогеров, «лидеров мнения», наиболее активных юзеров), упоминающих организацию/персону.
- Качественные показатели
- Тональность обсуждения (учитывается присущая соцмедиа экспрессивность оценки деятельности и характеристик организации/персоны);
- Персонифицированность (влияние личных аккаунтов представителей компании на ее восприятие аудиторией);
- Тип контента (соотношение текстовых, фото- и видео-постов с лайками, репостами и комментариями);
- Темы постов (реакция аудитории на различные жанры: развлекательные, образовательные, информационные и т. п.)
- Качественно-количественные интегральные показатели
- Стабильность генерации контента;
- Индекс вовлеченности (ER): измеряется по таким параметрам как типы активности (комментарии, лайки, репосты), соответствующий типам весовой коэффициент, размер аудитории сообщества или пользователя и т. д.
Оценка репутации компании
Репутационный аудит
Его показатели помогают:
— понять, совпадает ли видение, цели и миссия компании с ожиданиями стейкхолдеров;
— определить, соответствуют ли ее PR- и медиа-планы реальному освещению в традиционных и социальных медиа;
— предупредить развитие репутационного кризиса.
«PR News» осуществляет репутационный аудит с помощью комплексной программы собственной разработки. Одно из ее преимуществ — модульность, дающая возможность модифицировать подход под конкретные требования заказчика.
Основы программы:
- Стейкхолдерский подход к мониторингу и управлению нефинансовыми активами, с соответствующими рисками;
- Измерение коммуникационной устойчивости;
- Выяснение перспектив и возможности их реализации;
- Определение корпоративной прозрачности.
Коммуникационный аудит
Этот подход необходим при формировании или изменении стратегических целей компании, пересмотре коммуникационных процессов, адаптации к обновлениям в рынке и новым ожиданиям стейкхолдеров. Разбивается на два подраздела.
1. Аудит внутренних коммуникаций
- Создание эталонной модели организации — для сравнения ее с реальным положением дел;
- Определение слаженности системы внутренних коммуникаций — по оценкам менеджмента, учредителей, сотрудников.
2. Аудит внешних коммуникаций
- Детальная оценка медийного образа организации;
- Анализ показателей восприятия потребителями и корпоративными клиентами;
- Сбор экспертных оценок профессионального медийного сообщества;
- При необходимости — изучение мнения потенциальных сотрудников, партнеров, конкурентов, органов власти и т. п.
Конкурентный анализ
Один из наиболее полных и достоверных видов аудита. Чтобы понять, насколько эффективна PR-деятельность определенной компании, ее показатели нужно сравнить с данными лидеров и аутсайдеров рынка.
Для исследования конкурентного поля в большинстве случаев применяются те же продукты аудита, что и для заказчика. Измеряются количественные и качественные показатели; также рекомендуется использование Комплексной модели оценки эффективности медиаприсутствия «PR News».
Анализ PR-кампании/мероприятия
Измерение эффективности ресурсов, вложенных в PR-проект является кропотливой работой, для которой используются, в числе прочего:
- в традиционных СМИ — количество и качество упоминаний;
- в социальных медиа — соотношение энгейджмента с освещением, рост аудитории.
Цель измерения:
- Выяснить влияние проведенной PR-кампании или мероприятия на поведенческий эффект и уровень лояльности к бренду;
- Снизить риски кризисных ситуаций и затраты;
- Обеспечить лучшее позиционирование на рынке;
- Усовершенствовать кампании в будущем.
Оценка работы пресс-службы: медиааудит
Репутация организации во многом зависит от деятельности пресс-службы. Качество работы отдела рекомендуется проверять 1-2 раза в год.
«PR News» использует услугу «Медиааудит»: она может проводится как отдельно, так и в рамках репутационного аудита. Сюда входят:
- Формирование списка СМИ (федеральных, региональных, узкоспециализированных), мнение которых актуально для решения задач заказчика;
- Проведение опроса журналистов из данных медиа. В пул вопросов входят просьбы оценить:
- работу пресс-службы заказчика;
- ее креативную составляющую и скорость реагирования;
- удовлетворенность количеством информации, доступной на сайте заказчика, в материалах к конкретному мероприятию и т. п.;
- дружелюбность и коммуникабельность сотрудников пресс-службы;
- доступность каналов коммуникации;
- и другие по запросу заказчика.
Опросники для медиааудита бывают разными: иногда формат предполагает балльную систему. Это помогает нагляднее измерить количественные и качественные показатели работы пресс-службы и ее KPI.
Результаты медиааудита объединяются с медиааналитикой в общий отчет. Помимо наглядных показателей, в нем даются экспертные рекомендации по улучшению деятельности пресс-службы.
Подчеркнем, что описанные продукты PR-аналитики — лишь основные наметки подходов и возможностей, которые применяют «PR News». Специалисты компании разрабатывают индивидуальную стратегию для каждого заказчика.